главная карта сайта
 
  Национальная карта
 
Национальная карта
Национальная карта Национальная карта
   
 
Новости Национальная карта Сервисы Партнерам Сотрудничество Путеводители

КАРТА

Заказать карту
Активировать карту
Активировать карту для поездки за рубеж

информация о регионе

Регионы России

дисконт

запомнить

Заказ каталога


Печатный каталог дисконтных партнеров Национальной карты
Реклама в каталоге

American Express
Сертификат планеты Земля
 

"Черный" список туристов

 

Не так давно в средствах массовой информации появились сообщения о создании некоего сайта, на котором размещены «черные» списки туристов. По задумке создателей сайта, такие списки помогут защитить туристические фирмы от туристов-«вымогателей», так называемых представителей потребительского рэкета. Попасть в этот список рискуют те туристы, которые используют свой отдых в корыстных целях, пытаясь заработать на надуманных недостатках услуги.
В среде туристических фирм таких туристов называют «профессиональными потребителями». Это словосочетание достаточно прочно укоренилось в лексиконе менеджеров туристических фирм. Под такими туристами подразумевают людей, которые во время туристической поездки направляют все свои усилия на поиск и сбор доказательств ненадлежащего или некачественного оказания услуг туристической фирмой. По возвращении домой на основании собранных доказательств предъявляется претензия с требованием денежной компенсации. При этом основания для предъявления претензий чаще всего надуманны и незначительны. Однако в связи с несовершенством законодательства и неточными формулировками договора у таких туристов есть все основания для обращения в суд и иные инстанции. Таким образом, сложилась категория туристов, чей визит в туристическую компанию может принести больше неприятностей, чем дохода. Чтобы предупредить коллег по бизнесу, и был создан так называемый «черный список туристов», который пополнялся каждый сезон новыми персонажами. Сами списки не формировались в «бумажном» виде и не были представлены каким-то документом, носящим юридический характер. Информация накапливалась и передавалась среди менеджеров турфирм по мере возникновения потребительских конфликтов, носящих характер откровенного вымогательства со стороны туристов. Однако ситуация из года в год усугублялась, что привело к возникновению интернет-ресурса, где турфирмы могут описать ситуацию и указать на «профессионального потребителя» как нежелательного клиента.

 

Однако с точки зрения закона создание интернет-ресурса, содержащего «черные списки» неких граждан, расценивается неоднозначно. Право на судебную защиту гарантировано Конституцией РФ. И никто не может быть лишен этого права. Кроме того, без серьезного выяснения всех обстоятельств нельзя сделать однозначный вывод о причине конфликта – некачественной работе туристической фирмы или надуманных претензиях потребителя. Представляется, что такой список не получит практического применения, слишком много субъективных критериев заложено в его основу.


Следует учесть, что туристические услуги относятся к такому роду услуг, которые реализуются потребителям путем распространения рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, то есть публичного предложения – оферты. Согласно Гражданскому кодексу, фирма, распространяющая такую рекламу, должна заключить договор с любым, кто отзовется на публичное предложение. П.4 ст.445 ГК РФ говорит о том, что в случае, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Таким образом, закон не позволяет отказать гражданину в предоставлении услуги, публично представленной на рынке и при наличии такой услуги в ассортименте. Кроме того, жесткая конкуренция в турбизнесе не всегда позволяет турфирме отказать клиенту, несмотря на его «неоднозначную» репутацию, но в таком случае фирма будет внимательнее относиться к оформляемым документам и строже следовать договору.


Тем не менее, если турист, чье имя было занесено в «черный» список, обратится в турфирму, ему могут отказать под каким-то благовидным предлогом. Мотивы отказа могут быть самими разными: «нет мест», «нет билетов» или «мы не работаем с таким направлением». А реальное основание отказа в заключении договора будет заключаться в том, что имя туриста находится в «черном» списке.

Какие бы «списки» ни возникали на рынке, информация, содержащаяся в них, не может носить оскорбительный характер. Гражданин, обнаруживший свое имя в обидном контексте, вправе обратиться в органы внутренних дел с заявлением о клевете. Если дознаватель найдет основания для возбуждения уголовного дела, создатели интернет-ресурса, а также тот, кто разместил информацию относительно конкретного туриста, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.129 УК РФ за клевету – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Штраф за клевету может достигать 120 тысяч рублей.

 

В практике работы Юридического Агентства «Персона Грата» множество судебных случаев, в которых рассматривались споры по потребительским конфликтам с туристическими фирмами. Судебная практика в этой сфере однозначно свидетельствует о важной роли формальных документов, оформляемых для совершения путешествия – начиная от заграничного паспорта и заканчивая туристской путевкой и авиабилетом. Мы рекомендуем туристам внимательно относиться к туристским документам, тщательно знакомиться с условиями тура и составом предоставляемых услуг. Все конфликтные ситуации возможно решить в досудебном порядке. Будьте более лояльны к туристическим фирмам и не попадайте ни в какие «черные списки».

Удачного вам путешествия!

 

Информация предоставлена информационным партнером журналом "ОТДЫХ+"

 

Юридическая поддержка






 

внешний вид

Национальная карта - информация о карте

Информация о карте

Страны мира

полезная информация

о карте

Сергей Л.Чучанов - начальник отдела продаж 'ЕВРАЗИЯ ТЕЛЕКОМ РУ', г.Москва
Сергей Л.Чучанов - начальник отдела продаж 'ЕВРАЗИЯ ТЕЛЕКОМ РУ', г.Москва

Я купил национальную карту путешественника совсем недавно, в сентябре 2007 года. Мне она понравилась своей универсальностью и дизайном. Я сч..."
все отзывы >>

National Geographic Channel
Сертификат планеты Земля
полезная информация | аэропорты | гостиницы | санатории | музеи
заповедники | национальные парки | справочник предприятий
о нас | хартия | наши партнеры | конкурсы | акции | вакансии | контакты


  Copyright © International Tourist Association of innovation and technology "National Card", 2017.
  Copyright © ООО "Национальная Карта", член Российского союза туриндустрии, 2017

Rambler's Top100