главная карта сайта
 
  Национальная карта
 
Национальная карта
Национальная карта Национальная карта
   
 
Новости Национальная карта Сервисы Партнерам Сотрудничество Путеводители

КАРТА

Заказать карту
Активировать карту
Активировать карту для поездки за рубеж

информация о регионе

Регионы России

дисконт

запомнить

Заказ каталога


Печатный каталог дисконтных партнеров Национальной карты
Реклама в каталоге

American Express
Сертификат планеты Земля
 

Ответственность авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира

 

В последнее время к нам поступает большое количество звонков касательно вопроса ответственности авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира.
Основу законодательства, регулирующего оказание транспортных услуг, составляют нормы общегражданского законодательства. Отношения между перевозчиком и гражданином-потребителем регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей", Воздушным кодексом и Гражданским кодексом. В ГК РФ нормы, регулирующие перевозку, содержатся в главе 40, где определяется понятие договора перевозки, его виды, права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение условий договора. Ст.784 ГК РФ устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта, а также ответственность по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со ст.786 ГК РФ и ст.105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом. Данный договор в соответствии со ст.428 ГК РФ является договором присоединения. Однако нельзя считать, что пассажир добровольно соглашается с условиями договора перевозки, обозначенными в авиабилете. Он участвует в договоре присоединения, условия которого односторонне навязаны перевозчиком. Пассажир – сторона, присоединившаяся к договору, а согласно п.2 ст.428 ГК РФ, "присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушения обязательства либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора".
Оценивая условия договора перевозки пассажира, установленные перевозчиком, следует также иметь в виду норму ст.16 Закона «О защите прав потребителей»: условия договора, ущемляющие права потребителей, по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными. Включенные в авиабилет сведения о том, что время отправления и прибытия, указанное в билете, расписании или других документах, не гарантируется и не является условием договора перевозки, ущемляют права пассажира-потребителя по сравнению со ст.792 Гражданского кодекса РФ и ст.103 Воздушного кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.116 Воздушного кодекса РФ, перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира.
В соответствии со ст.19 Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929 г.), участником которой является РФ, перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров.
Согласно п.1 ст.795 Гражданского кодекса РФ, перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения в виде уплаты штрафа. Размер штрафа установлен ст.120 Воздушного кодекса РФ в размере 25 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки (в настоящее время МРОТ для целей исчисления штрафа равняется 100 рублям), но не более чем 50 процентов провозной платы. Независимо от уплаты штрафа пассажир также вправе требовать от перевозчика возмещения понесенных им убытков по общим нормам гражданского законодательства в силу положений ст.15, п.1 и 2 ст.393, ст.793 и ст.1095 ГК РФ.
В соответствии с российским законодательством перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п.1 ст.795 ГК РФ).
При этом в соответствии со статьей 20 Конвенции перевозчик освобождается от ответственности, если только докажет, что им и поставленными им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им было невозможно их принять. Согласно абз.2 п.2 ст.7 ГК РФ, "если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Таким образом, перевозчик по договору международной перевозки пассажира может быть освобожден от ответственности, если только докажет, что возникновение неисправности транспортного средства не зависело от его действий и он не мог никаким образом предотвратить их возникновение.
В соответствии со ст.795 ГК РФ в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Согласно ст.106 ВК РФ, пассажир при задержке рейса – вне зависимости, откладывается вылет по вине авиакомпании или по чрезвычайным обстоятельствам – имеет право бесплатно пользоваться комнатами отдыха, матери и ребенка или местом в гостинице.
В соответствии со ст.126 Воздушного кодекса пассажир вправе предъявить претензию к перевозчику (заявление можно подать лично или отправить заказным письмом) в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Компания-перевозчик обязана рассмотреть претензию в течение 30 дней.

Если же обращение было проигнорировано или перевозчик отказался компенсировать расходы, вы вправе подать иск в суд. К исковому заявлению в суд нужно будет приложить копии авиабилета с отметкой о задержке рейса (его отмене), счетов за гостиницу, питание, телефонные переговоры и т.д., а также вашу письменную претензию в адрес перевозчика и ответ его представителей.

 

Информация предоставлена информационным партнером журналом "ОТДЫХ+"

 

Юридическая поддержка






 

внешний вид

Национальная карта - информация о карте

Информация о карте

Страны мира

полезная информация

о карте

Сергей Л.Чучанов - начальник отдела продаж 'ЕВРАЗИЯ ТЕЛЕКОМ РУ', г.Москва
Сергей Л.Чучанов - начальник отдела продаж 'ЕВРАЗИЯ ТЕЛЕКОМ РУ', г.Москва

Я купил национальную карту путешественника совсем недавно, в сентябре 2007 года. Мне она понравилась своей универсальностью и дизайном. Я сч..."
все отзывы >>

National Geographic Channel
Сертификат планеты Земля
полезная информация | аэропорты | гостиницы | санатории | музеи
заповедники | национальные парки | справочник предприятий
о нас | хартия | наши партнеры | конкурсы | акции | вакансии | контакты


  Copyright © International Tourist Association of innovation and technology "National Card", 2017.
  Copyright © ООО "Национальная Карта", член Российского союза туриндустрии, 2017

Rambler's Top100